27 січня 1945 року – дата визволення в’язнів найбільшого нацистського концтабору в місті Освенцим. Цього дня світова спільнота вшановує пам’ять жертв Голокосту. У Дніпрі скорботну дату відзначили особливою виставою…
Піщинки пам’яті, часу та спогадів. Вистава із назвою “Крупицы” пройшла на сцені дніпропетровської філармонії. Вона стала частиною проекту “Театр очевидця”. В Ізраїлі подібна ініціатива існує вже 15 років. В Україні її презентували вперше.
Роман Кандибур, режисер вистави “Крупицы”: “Суть проекта простая – в течение года очевидцы, пережившие Холокост, эвакуацию, период Второй мировой войны, встречаются с молодёжью, которой нет еще и 18. И во время этого года истории записываются. И потом, в конце этого года, ставится спектакль”.
Не всі очевидці, чиї спогади пролунали у виставі, дочекалися прем’єри. Протягом року двоє з них померли. На момент війни героям було від трьох до п’ятнадцяти років. Всього вустами акторів діти Голокосту розповіли 11 історій. Виставу поділили на дві частини, щоб дати глядачам висловити свої емоції.
Роман Кандибур, режисер вистави “Крупицы”: “Первая часть, собственно говоря, – сам спектакль «Крупицы». Потом мы делаем десятиминутный перерыв, после этого мы опять собираемся здесь все вместе — и у вас будет возможность сказать что вы увидели, что почувствовали. Может у вас возникнет какой-то вопрос”.
Обговорення після вистави — один із принципів “документального театру”. Ця методологія передбачає точне відтворення історій на сцені.
Роман Кандибур, режисер вистави “Крупицы”: “Всё, что говорилось, – не было литературной или художественной обработки текста. То есть вот как очевидец говорил, так это и прозвучало на сцене – со всеми словами, неправильными ударениями, «эээ»-каньем, «ммм»-ыканьем. Но при этом — там был человек. Нам же, понимаете, нам же внушали, что Красная армия такая сильная, такая сила невероятная! Что никто не сможет победить Красную армию! Мы думали, это — временные трудности, пару дней, а потом начнут немцев гнать — и через несколько месяцев война будет закончена. Никто не прогнозировал, что четыре года будет идти война…”
Пані Зіра і пані Лариса, діти війни, глядачки вистави: “Я помню как бомбили эшелоны, как мы эвакуировались лодками”, – “Мне 7 лет было — я очень много помню”.
Емма, глядачка вистави: “Очень трогательно. У меня очень смешанные ощущения, поскольку тяжело… Тяжело представлять как это на самом деле было. У меня очень повышенный уровень эмпатии. Браво! Просто браво!”
Єгор, глядач вистави: “Мне кажется, сложно сделать это так, чтобы кому-то понравилось. Потому что негативные эмоции никто не любит испытывать”.
Анастасія, глядачка вистави: “Я видела реакцию людей, сама лично тоже поплакала. Потому что, действительно, эти воспоминания дорогого стоят”.
Емма, глядачка вистави: “Наверное, запомнилась больше всего история, где мальчик нёс своего брата по железной дороге”.
“Ребёнку было — Лёня — как сейчас помню, было 10 месяцев. Я его нёс. 5 километров”.
Єгор, глядач вистави: “Запомнилось там, где младенца решили оставить, потому что он был рождён при немцах — я аж руками развёл”.
“Еще минут 5 прошло — мама очнулась и говорит, по-еврейски просит: “Пойди, возьми… Ну, пошла поднимать его. А он уже всеми местами к камушкам примёрз…”
“Крупицы” театру очевидця зібрали повну глядацьку залу. Чи продовжать проект у наступні роки, наразі вирішують організатори.
Автор – Юлія Бублик
Камера – Олександр Височин